![](/_next/image?url=https%3A%2F%2Forpk.fra1.cdn.digitaloceanspaces.com%2Fuploads%2Fimage%2F4681%2F1965%20-%20%D0%A1%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B%2C%20%D0%B8%D1%85%20%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%20-%2014.jpg&w=2048&q=75)
Все эти течения, в свою очередь, распадались на множество сект, по-разному толковавших догматы основных течений. Одно перечисление этих сект позволяет судить о всей их противоречивости и разношерстности. Гипсистарии (1--П вв.) представляли бога в виде огня и света. Василидиане и докеты (1—-11 вв.) считали, что Христос только казался — облеченным — человеческой плотью, и, таким образом, отрицали его человеческую природу, а вместе с тем искупительную его смерть. Каиниты (П в.) почитали не Христа, а Каина и Иуду. Артемониане и алоги (Е в.) не признавали божественной природы Христа, видя в нем лишь духовно совершенного человека. Антитакты (Г в.) считали бога виновником зла на земле. Коллиридиане (111 в.) отрицали какие-либо человеческие черты у девы Марии, считая ее богиней неземного происхождения. Антикомарианты (1У в.) отрицали только ее девственность; антидикомарианты же считали ее простой женщиной, имевшей к тому же кроме Христа несколько сыновей, и отнюдь не святой. Аскодруиты (П в.) отрицали евхаристию и связанные с ней богослужения. Евномиане (ТУ в.) считали, что вера должна основываться не на откровении, а на разуме и рассуждении. Не менее противоречили друг другу и вероучения евионитов, маркионитов, миллинеров, ангеликов, андроников, антитринитариев, аполлинаритов, `архонтиков, валентиниан, донатистов, евхитов, евтехиан, евсевиан, абрагамистов, августиниан, авелитов, агиян, агноэтов, агонастиков, адамитов, аделофагов, адессенеров, гайнитов, даминианитов, жакобитов, иконоборцев, адонтиан, акакиан, акефалов и многих других такого же рода сект, существовавших в эпоху формирования христианской церкви.