Это подводит нас к проблеме времени в советской культуре. Здесь отсутствует утопическое измерение, но одновременно отсутствует и живая связь с прошлым, поскольку прошлое лишь эксплуатируется для актуальных целей. Мы имеем здесь своего рода ахроническую модель времени с кругообразной структурой. Эти круги не ведут ни «вперед», ни «выше», как утверждалось в лозунгах, но «вращаются» в деструктивных спазмах, не открывая будущих перспектив, не накапливая исторических традиций. Это напоминает идею Ницше о вечном возвращении, но в форме проклятия, как у А. Блока : «Живи еще хоть четверть века / Все будет так. / Исхода нет». Сюжетная конструкция в соцреалистических романах прямолинейно телеологична: выполняются партийные задачи, строятся заводы и организуются колхозы, воспитываются герои и разоблачаются враги... Эти сюжетные схемы повторяются в бесконечных вариациях. Несмотря на все «движение вперед», на все грандиозные «результаты», в конечном счете в тоталитарной культуре преобладает повторение, ритуал.
О проблеме времени в советской культуре. Из статьи Ханса Гюнтера «Соцреализм и утопическое мышление». Стр. 46
Соцреалистический канон
Санкт-Петербург, 2000