Манифест «Общества распространения полезных книг»
«Общество распространения полезных книг» сформулировало ряд тезисов, определяющих позицию по отношению к книгам, распространению знания, забвению и культуре.
1. В мире существуют миллионы книг и это число непостижимо познать в рамках объективной человеческой жизни. Эйзенштейн писал, что человек не более чем мышь, которая обгрызает незначительную часть огромной сырной головки. Но по меткому замечанию мельника-еретика Меноккио — где есть сыр там есть и черви, а черви — это ангелы Божьи. Мы признаем свою ничтожность по отношению к безграничности книжного знания, но чувствуем свою миссию беспрестанно пронзать ангелическим взглядом тьму в поиске новых и новых книг.
2. Что делает «Общество распространения полезных книг»? Создает новую библиографию или библиографию библиографии? Нет. Наша цель не в создании нового линейного индекса, а в создании бесконечного лабиринта в недрах культуры. Мы стремимся создать периодический поток сигналов, сообщающих о знании, зачастую забытом и непонятом.
Отсюда следует логика названия — «Общество распространения полезных книг». Мы знаем, что в 19 веке уже было общество с таким названием, прославившееся своими дешевыми неинтересными книгами и критиковавшееся современниками. Но мы любим иронию, поэтому в названии делаем акцент на слово — полезный. Общество сообщает информацию о книгах, которые могут быть полезны, как бабушкина ласка и бальзамирование трупов, кокосовое масло и искусственное влагалище, социальное неравенство и поэтическая свобода, магическое превращение и советская готика, черничный гном и столетняя порнография.
3. Мы противники доксы и нам неинтересна общедоступная мысль. Мы стремимся выделить в культуре те типы высказываний, которые заставляют наш разум дрожать как струну. Мы ценим в книгах аберрацию и альтерацию. Нам интересны те книги, которые имеют смещенные структуры, видя их, мы чувствуем неуверенность в себе и своих чувствах. Нам кажется, что эти книги нам снятся, так как они вырваны из другой реальности.
4. Обществу не нужны все книги мира. Общество исповедует один из афоризмов Вильяма Блейка о том, что гусеница объедает самые свежие листья, а священник оскверняет самые невинные помыслы. Общество одновременно и священник, и гусеница.
4.1 Общество отсекает ненужное и лишенное смысла книжное множество, оставляя только единицы. Мы хотим все самое ценное, самое забытое и самое редкое.
4.2 Общество как священник (жрец) стремится совершить ритуал насыщения божественными дарами. Хотя эти плоды и могут быть на вкус, как апельсин больной раком, это часть литургии. Осквернять и облагораживать — вот цель всякого сакрального празднества и Общество открывает все двери.
5. Общество формируют эпистему, охватывающую книги, изданные на русском языке, начиная от Петра Первого и заканчивая современностью. Благодаря этому высказывания могут содержать в себе отсылки к самым разным областям человеческого знания — медицине и истории, детской литературе и философии, бульварной прозе и филологии.
6. Общество обрабатывает самые разные источники, содержащие знания о книгах. Их можно разделить на следующие категории:
— Электронные библиотеки: РГБ, НЭБ, РГДБ, ГПИБ и так далее.
— Букинистические ресурсы: Alib, аукционные дома, барахолки и так далее.
— Библиографические указатели и списки использованной литературы.
— Личные книжные коллекции участников Общества.
— Великий механизм алеаторности.
7. Общество имеет несколько типов высказываний — книжные обложки, иллюстрации, цитаты и разборы конкретных книг. Каждый из этих сообщений преследует свои цели.
7.1 Иллюстрации и книжные обложки — это наши агенты. Они как хитрый грибок, который паразитирует на мухах. Он заставляет их менять свое поведение и распылять патогенные споры на своих собратьев. Иллюстрации и книжные обложки — простой и действенный способ сообщить о том, что книги не так просты, как кажутся.
7.2 Цитаты несут в себе большую степень ответственности, показывая не личину, а нутро книги.
8. Информация распространяется подобно звезде хаоса — во все стороны одновременно. Благодаря этому Общество превращается в хаотичный клубок переплетающихся смыслов и множащихся интертекстуальных отсылок. Общество представляется большим клубком разрастающейся биомассы, тело которой соткано из книг.
9. Что же хочет Общество? Если абстрагироваться от восторга перед организованным информационным хаосом, есть два ключевых аспекта — борьба с забвением знания и прививание интереса к книжной культуре.
9.1 Забвение окутывает саваном большую часть творческой деятельности человека. Задача Общества — всколыхнуть этот саван, сбросить с него вековую пыль и посмотреть, что под ним находится. Как писал Циприан Норвид:
Когда сгоришь, что станется с тобою:
Уйдешь ли дымом в небо голубое,
Золой ли станешь мертвой на ветру?
Что своего оставишь ты в миру?
Чем вспомнить нам тебя в юдоли ранней,
Зачем ты в мир пришел?
Что пепел скрыл от нас? А вдруг
Из пепла нам блеснет алмаз,
Блеснет со дна своею чистой гранью…
9.2 Для Общества интерес к книгам — это страсть к неизведанному, страсть к поиску и страсть к обретению. Общество стремится зародить интерес к руинам знания.
10. Общество никому ничего не должно. На требование той или иной книги Общество всегда отвечает — иди и найди. Так как поиск книг — один из ключевых навыков, предвосхищающих чтение. Если человек не умеет искать книги и информацию, как же он будет ее читать? Общество — это не мамина ложечка с вкусной кашкой. Общество — это горькая небесная соль.